ЦБ переключает платежные терминалы

Posted by admin  •  Comments  •  Full article

12.07.2007
Новое указание позволит реализовать принятые летом прошлого года поправки к закону О банках и банковской деятельности, запрещающие системам мгновенной оплаты принимать платежи без договоров с банками
Банк России вчера издал указание, определяющее порядок приема средств от граждан небанковскими коммерческими организациями. Участники рынка платежных терминалов отмечают, что документ, который вступит в действие через четыре месяца, оправдал их худшие ожидания. По их мнению, нововведение приведет к неизбежному сокращению сетей мгновенной оплаты и повлечет за собой удорожание их услуг на 10-15.
Вчера в Вестнике Банка России было опубликовано указание О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физлиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями. В соответствии с ним все коммерческие организации, принимающие платежи от населения в частности, плату за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные платежи, будут обязаны заключать договор с банком, в кассу которого будут вноситься наличные средства. Документ вступит в действие через четыре месяца после опубликования.
На сегодняшний день в России установлено порядка 50 тыс. терминалов по приему платежей, в среднем дневная выручка нормально функционирующего терминала равна 12 тыс. руб. По словам специалистов, годовой оборот рынка платежных терминалов оценивается в 200 млрд руб.
Новое указание позволит реализовать принятые летом прошлого года поправки к закону О банках и банковской деятельности, запрещающие системам мгновенной оплаты принимать платежи без договоров с банками см. Ъ от 27 февраля. Как признались Ъ в Банке России, они специально не форсировали разработку указания, давая возможность участникам рынка подготовиться. Тем не менее к появлению документа оказались готовы только крупные операторы. Наша сеть терминалов была разработана и установлена с учетом возможных будущих требований законодательства,-- сообщил пресс-секретарь компании Евросеть Очир Манджиков. В готовности к работе в новых условиях Ъ сообщили и в компании Элекснет, владеющей крупной сетью платежных терминалов. Кроме них к появлению нового документа отнеслись положительно только банкиры. Теперь все клиенты банка--физлица получат дополнительные возможности по осуществлению операций,-- радуется зампред правления Абсолют банка Олег Скворцов.
Между тем в большинстве небольших компаний, работающих с операторами мобильной связи на основе агентских соглашений, считают иначе. Данная схема предполагает наличие прямого договора между банком и провайдером,-- объясняет Андрей Романенко, директор компании ОСМП, владеющей сетью терминалов по приему платежей. По его словам, посредничество банков в работе терминалов приведет к значительному удорожанию их услуг. Сейчас комиссии за прием наличных варьируются от 1 до 5,-- соглашается президент группы Е-port Борис Ким.-- А появление нового звена в системе взаимоотношений терминалов и компаний приведет к повышению тарифов за денежные переводы в два-три раза. Это приведет к удорожанию услуг оплаты мобильной связи, соответственно, на 10-15.
Впрочем, в банках свои тарифы считают справедливыми и снижать их не собираются. Деньги, принятые терминалами, будет необходимо инкассировать, а это стоит недешево, потому определенная маржа, скорее всего, будет взиматься,-- говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. Банкиры и владельцы терминалов сходятся во мнении, что вступление в силу указания ЦБ привет к неизбежной консолидации рынка терминальных услуг, операторы которого будут вынуждены или продавать бизнес, или объединяться, снижая расходы. После вступления в силу нового документа терминальный бизнес сократится на 20,-- прогнозирует Очир Манджиков.
Источник газета КоммерсантЪ 1213697 от 12.07.2007
Текст вышеупомянутого указания от 20 июня 2007 г. N 1842-У
ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Настоящее Указание на основании Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации Банке России Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9; ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117, Федерального закона О банках и банковской деятельности Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563 и в соответствии с решением Совета директоров Банка России протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13 устанавливает порядок осуществления банковских операций, предусмотренных пунктом 9 части первой статьи 5 Федерального закона О банках и банковской деятельности, с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств кредитными организациями в пользу лиц, оказывающих услуги выполняющих работы.
1. Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией далее - коммерческая организация, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги далее - операции для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги выполняющих такие работы далее - организации - получатели средств, только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, заключившей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.
Коммерческая организация осуществляет операции по месту своего нахождения и или месту нахождения своих филиалов от своего имени, но за счет уполномочившей коммерческую организацию в соответствии с заключенным с ней договором кредитной организации далее - кредитная организация в кассах далее - места обслуживания физических лиц и в случаях, предусмотренных договором с кредитной организацией с применением программно-технических комплексов коммерческой организации, в том числе оснащенных функцией приема наличных денежных средств далее - терминалы коммерческой организации.
Кассовые операции осуществляются коммерческими организациями в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана вести перечень коммерческих организаций, с которыми у кредитной организации заключены договоры далее - перечень коммерческих организаций, с присвоением каждой коммерческой организации порядкового номера в указанном перечне и с указанием по каждой коммерческой организации всех мест обслуживания физических лиц, мест нахождения терминалов коммерческой организации, уникального номера заключенного договора и даты заключения договора.
Уникальный номер договора должен состоять из порядкового номера, присвоенного кредитной организацией коммерческой организации в перечне коммерческих организаций, и через разделительный символ - регистрационного номера кредитной организации в соответствии с Книгой государственной регистрации кредитных организаций.
Коммерческая организация обязана прекратить прием наличных денежных средств от физических лиц в случаях введения Банком России ограничения или запрета на осуществление кредитной организацией банковских операций, предусмотренных пунктом 9 части первой статьи 5 Федерального закона О банках и банковской деятельности, отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, о чем кредитная организация обязана незамедлительно письменно уведомить коммерческую организацию, а также организации - получатели средств. Порядок взаимодействия кредитной организации, коммерческой организации, а также организаций - получателей средств в указанных случаях определяется соглашениями между указанными организациями.
2. Коммерческая организация обязана обеспечить предоставление физическим лицам по их требованию при осуществлении операций информации о наименовании кредитной организации, номере лицензии на осуществление банковских операций, наименованиях организаций - получателей средств, в оплату услуг работ которых принимаются наличные денежные средства, а при взимании с физического лица комиссионного вознаграждения - информации о его размере, а также о видах и размерах иных расходов физических лиц.
Физические лица должны быть проинформированы коммерческой организацией о том, что их обязательства перед организациями - получателями средств согласно требованиям законодательства Российской Федерации считаются исполненными с момента внесения ими наличных денежных средств в кассу коммерческой организации или приема у них наличных денежных средств терминалом коммерческой организации, заключившей договор с кредитной организацией.
Предусмотренная в настоящем пункте информация должна предоставляться в доступной для ознакомления физическими лицами форме.
3. Коммерческая организация не вправе поручать другим лицам прием наличных денежных средств от физических лиц в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, в целях, установленных пунктом 1 настоящего Указания.
4. Факт приема наличных денежных средств от физического лица подтверждается коммерческой организацией выдачей соответствующего документа, форма которого согласуется с кредитной организацией и который содержит общую сумму принятых денежных средств, размер комиссионного вознаграждения при взимании, дату, время проведения операции, место обслуживания физических лиц место нахождения терминала коммерческой организации, наименование и место нахождения коммерческой организации, ее ИНН, уникальный номер и дату договора между коммерческой организацией и кредитной организацией, наименование кредитной организации и ее БИК, номера контактных телефонов коммерческой организации и кредитной организации, наименование организации - получателя средств, ее ИНН. Указанный документ также может содержать другие сведения, установленные договором между коммерческой организацией и кредитной организацией.
5. Принятые от физических лиц при осуществлении операций наличные денежные средства вносятся коммерческой организацией в кассу кредитной организации включая ее структурные подразделения, заключившей договор с коммерческой организацией, в том числе через подразделения инкассации, в целях перевода кредитной организацией организациям - получателям средств или в кассу кредитной организации включая ее структурные подразделения, в которой открыт банковский счет коммерческой организации, для перевода в указанных целях кредитной организации, заключившей договор с коммерческой организацией.
Допускается расходование коммерческой организацией наличных денежных средств, полученных в виде комиссионного вознаграждения за осуществление операций, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, регулирующих порядок расходования наличных денег, поступающих в кассу юридического лица.
6. Коммерческой организацией в кредитную организацию представляется реестр проведенных операций, являющийся основанием для составления платежных поручений кредитной организации на перевод денежных средств организациям - получателям средств.
Форма, порядок и сроки представления реестра проведенных операций устанавливаются в договоре, заключаемом кредитной организацией и коммерческой организацией.